НовостиПрессаФотоВидеоДискографияИсторияКнига
Пресса

Песня не должна быть деревенской

2 июня 2004
Недавно завершивший ся фестиваль "Российская студенческая весна-2004" порадовал нас визитом как минимум нескольких звездных персон, одной из которых стал маститый композитор и продюсер Ким Брейтбург. Автор многочисленных хитов - от "Голубой луны" до "Лунной мелодии" - и основатель легендарной группы "Диалог" прибыл в Кузбасс в качестве председателя жюри музыкального направления фестиваля. О том, чем запомнилась "Студвесна"в Кузбассе, почему Юлия Савичева не покорила Европу и кто самый талантливый в "Народном артисте", Ким Александрович поведал в интервью "МК".
"НУ ВОТ, Я ПРИЕХАЛ"
"МК": Часть вашей жизни связана с г.Кемерово. Если не ошибаюсь, вы уехали отсюда в 1989 году...
Ким: Последний раз я был здесь года 3-4 назад. Приехал буквально на сутки - шла подготовка к концерту Бори Моисеева, и мы должны были записать здесь вокальный трек. Об этом никто не знает...
"МК": Писали трек?! В Кемерове?!
Ким: Да. Потому что у Бори были сплошные гастроли, а время поджимало. Иной возможности не было.
"МК": Что это за песня, интересно?
Ким: Это был трек к песне Давида Тухманова, которую Боря пел с Иосифом Кобзоном - "Как тянет танцевать".
"МК": И все-таки... Прошло достаточно много времени. Каким вы видите город сейчас?
Ким: Мне показалось, город сейчас более ухоженный, более холеный, что ли. Во времена 80-х все было по-другому. Сейчас город выглядит лучше, чище. Может, погода еще влияет, солнышко светит, тепло, хорошо у вас.
"МК": Вы впервые судите студенческий фестиваль?
Ким: Да, пожалуй. До сих пор я судил только профессиональные конкурсы.
"МК": И каковы впечатления?
Ким: Честно? Думаю, что большой разницы между студентами и профессионалами нет. Ведьма профессиональную сцену приходит очень много людей без специальной музыкальной подготовки, в том числе выпускники технических вузов, университетов. И подчас эти люди имеют более широкие взгляды и более эрудированны, чем выпускники каких-то специальных учреждений, в силу того, что получили просто очень хорошее образование.
"МК": "Народный артист" и "Студвесна" - сопоставим ли их уровень?
Ким: Конечно. Мало того, я здесь встретил нескольких людей, которых помню по кастингам "НА" (например, Валентину Бирюкову из Саратовской области, участницу финальной "тридцатки" "НА". На "РСВ-2004" Валя была признана лучшей в номинации "Женский эстрадный вокал". - Прим. "МК").
"МК": Кто из конкурсантов запомнился?
Ким: Совершенно точно буду сотрудничать с Денисом Торгашиновым из Перми, если он окажется творчески состоятельным (Денис -участник пермской команды КВН, на "РСВ-2004" он стал победителем в номинации "Авторская песня". -Прим. "МК"). Мы договорились, что он подготовит для меня несколько новых произведений, запись которых я ему обеспечил. Меня также интересуют его стихи - то, что я услышал на фестивале, меня впечатлило. Кроме того, есть ряд людей, обладающих очень хорошими вокальными данными. Просто очень хорошими. Я сейчас фамилии, естественно, называть не буду, но...
"МК": ...Но у них есть шанс быть замеченными?
Ким: Думаю, да. Ну вот я приехал. В другой раз приедет еще кто-то. В каких-то выдающихся случаях я готов сделать ребятам предложения. Просто задачи такой у "СВ" нет. В положении ведь не прописано, что победитель заключит контракт с известным продюсером или что-то в этом духе. Но в принципе такое вполне возможно. Я думаю, организаторам "СВ" надо активнее искать выходы на ТВ, ведь сегодня это очень масштабный, практически общенациональный фестиваль.
"МК": И опять же - это был бы исконно наш, российский ТВ-проект...
Ким: Здесь немного другой посыл, это все-таки художественная самодеятельность. Мне кажется, было бы не совсем корректно студенческий фестиваль превращать в профессиональный конкурс, тем более в кастинг. Получается, что за счет вуза мы выдергиваем людей, учащихся, к примеру, на инженеров автомобильного транспорта, в совсем иную сферу деятельности. Почему за это должен платить вуз?
СТОЦКАЯ - СМЕЛАЯ!
"МК": Два года назад ваша песня "Девочка с Севера" в исполнении "Премьер-министра" участвовала на "Евровидении". Как вы оцениваете недавнее выступление на этом конкурсе Юли Савичевой?
Ким: Я размышлял по этому поводу. Мне понятно, что двигало жюри два года назад. Тогда нашим основным конкурентом была Кристина Орбакайте. Но чаша весов склонилась в пользу "Премьер-министра", и это было мотивировано следующим: все-таки четверо парней - это лучше, чем одна девушка. Выигрышней, энергичней! Конечно, выступление "премьеров" на "Евровидении'' было не лучшим, это факт. Но эмоции, с которыми их посылали, были понятны - их четверо, они хорошо поют, неплохо выглядят, они живые, у них есть опыт профессиональной работы.
Что касается Савичевой, здесь сложнее найти мотивацию. Потому что, когда на Первом канале обсуждали ее 11-е место, говорили и о том, что ей 17 лет, и о том, что опыта нет... Вопрос возникает - а кто посылал и почему?
"МК": В качестве аргумента в защиту прозвучала мысль о том, что песня хорошая. Вы согласны?
Ким: Песня не плохая, но и не гениальная. Я так говорю не потому, что сам композитор и мне жаль похвалить коллегу. Мы все понимаем, о чем идет речь. Понятно, что нужно как-то адаптировать песню к европейскому уху. Она не может быть совсем уж деревенской. Но с другой стороны, может быть, Руслана победила как раз потому, что не столько песней выстрелила, сколько номером. Да и песня была неординарной - с национальным колоритом.
Что касается песни Фадеева, бесспорно, это хит. Хит для "Русского радио", может быть, еще для каких-то европейских стран. Но судя по тому, как проголосовала Великобритания, Нидерланды - законодатели мод в европейской музыке, получается, что песне все равно чего-то не хватало. Что я могу сказать о Юле? Я не могу судить, насколько она профессиональна. То, что она еще слишком молода, чтобы ездить на такие конкурсы, это точно. Потому что там надо быть бойцом! Наши пацаны и то волновались очень сильно. Все-таки прямой эфир, 350 миллионов человек у экранов, плюс технические сложности.
"МК": Вы считаете, 11-е место - это провал?
Ким: Нет, я считаю, что 11 -е место - это нам еще повезло. Могло быть и хуже. Если бы Белоруссия не дала 12 баллов, Украина, страны Балтии...
"МК": Кстати, "премьеры" же считали свое 10-е место просто провальным, чуть ли не о конце карьеры думали, а сложилось все совсем наоборот...
Ким: Да, мы рассчитывали на более высокое место. Мы не справились с волнением, с ответственностью. Это оказалось сложным даже для ребят, хотя они тертые калачи. У меня нет претензий ни к Фадееву, ни к самой Юле - как могла девчонка, так и выступила. Но почему именно ее послали, для меня это загадка. Мне лично кажется, что лучше было бы отправить Стоцкую.
"МК": Почему?
Ким: Потому что она явно более опытна и более женственна. Люди, которые сидят перед экранами, хотят видеть в женщине - женщину, а в мужчине - мужчину. Понимаете? Эта составляющая в Стоцкой есть, а в Савичевой - нет, потому что она еще полуребенок. Да и в вокальном отношении Стоцкая крепче, и в плане шоуменства. Она хорошо танцует, она смелая! Надо обязательно делать на это сноску. И потом, надо как-то более широко и публично обсуждать кандидатов на "Евровидение". Я, конечно, понимаю, что это телевидение, что можно в любой момент вмешаться в компьютерное голосование и т.д. Но, по крайней мере, народ будет в этом участвовать, из этого можно будет сделать еще один дополнительный ТВпроект. Это как в спорте. Момент переживания за свою страну, за своего исполнителя. Надо дать людям возможность высказаться. В данном случае, я понимаю, что все-таки лоббировались интересы Первого канала, потому что "Фабрика звезд" - это их нежно взлелеянный проект.
ДВА ВЕСЕЛЫХ ГУСЯ
"МК": Адресую вам вопрос, заданный одной из посетительниц вашего официального сайта "FBI-music": "Вы написали прекрасные песни для проекта "Народный артист"! Но они нигде не звучат! Продюсеры "Фабрики звезд" более оперативны со своими бездарными воспитанниками. Обидно! Есть ли какая-нибудь надежда? Когда же вы дадите дорогу молодым?"
Ким: Не секрет, что между Первым каналом и "Русским радио" сложились корпоративные отношения. "РР" поддерживает "Фабрику звезд", а Первый, в свою очередь, "Золотой граммофон". Артисты, находящиеся в русле этих взаимоотношений, в том числе "фабриканты", пользуются сейчас некими привилегиями. Политика канала "Россия", которому принадлежит проект "НА", естественно, отличается от политики Первого канала. Поддержка музыкальных проектов у Первого канала более широкая, более целенаправленная, более системная. "Россия" же, в первую очередь, информационный канал, а не музыкальный или развлекательный.
С радио сложная система. Многие радиостанции отформатированы так, что крутят уже апробированные хиты. А из-за того, что промоушеном новых песен занимается в основном "Русское радио", оно является флагманом, то получается заколдованный круг. То есть "РР" не берет наши песни, потому что "НА" составляет конкуренцию "ФЗ", а другие московские радиостанции не берут наши песни, потому что они не прошли апробацию на "РР". Это не от меня зависит, и не от Жени Фридлянда, с которым мы все это делали, а от ряда объективно сложившихся причин. Не скажу, что ситуация меня очень радует. Но ее нужно принять такой, какая она есть. Да, "НА" в каком-то смысле составляет конкуренцию "ФЗ". И думаю, не случайно они так сторонятся "народных артистов", потому что объективно, как вокалисты, скажем, Панайотов, Чумаков, многие девчонки из "Ассорти" могут поспорить с лучшими из "фабрикантов". На мой взгляд, нельзя корпоративные интересы возводить в ранг догмы, надо относиться к будущему нашей музыки с большим пиететом. Все равно ведь будущее за талантливыми ребятами. А они в "НА" есть бесспорно.
"МК": Кто, например?
Ким: Наташа Паволоцкая, Оксана Казакова, Маша Зайцева. В принципе, с каждой из них можно было делать сольный проект. Но все-таки у девчонок не такая яркая харизма, как у ребят - Саши Панайотова и Леши Чумакова. Они очень харизматичны, наши два веселых гуся - один черный, другой белый.
"МК": А Гоман как же?
Ким: Леша Гоман - народный избранник. Мы же хотели, чтобы все было максимально честно, мы не стали вмешиваться, как-то рулить, с голосованием махинации проводить. Его победа была настолько бесспорной, что мы были готовы принять мнение народа, взять человека и сделать из него проект. И мы это сделаем - в начале июля выходит его пластинка. Материал пишется, и парень он на самом деле достаточно одаренный, и поет неплохо. Просто по сравнению с Чумаковым и Панайотовым он выглядит менее профессионально. С Сашей ему сложно конкурировать, потому что Саше голос дан от Бога, да и техника вокальная просто блестящая.
"МК": Участник финальной "тридцатки" "Народного артиста" Юра Титов нынче воспитанник "Фабрики звезд-4". Что вы можете о нем сказать?
Ким: На самом деле его порекомендовал Крутому Женя Фридлянд. Юра - парень не бесталанный, просто в отличие от этих двух ребят, о которых я постоянно говорю, у него чуть уже спектр. Он лирик, редко улыбается, буковатый немножко. Соул-баллады, сентиментальные вещи - как раз в его образе.
"МК": Вы - автор множества популярных и искренне любимых в народе песен. Интересно, когда вы пишете песню, вы уже знаете, для кого она?
Ким: Иногда да. Иногда бывает конкретный заказ, когда кто-то звонит и говорит: "Нужна такая-то песня. Срочно".
"МК": Это как в случае с "Голубой луной"?
Ким: Что-то вроде. Есть некая идея, и ее нужно как-то оформить. Я не пишу песни "в стол", просто есть композиторы, у которых песен миллион, и они как фокусники их из шляпы достают. У меня не так. У меня много повседневной работы в студии, много проектов, и пока "все угодья обойдешь", времени на песни не остается. Без ложной скромности скажу, что очень часто звонят люди, у которых альбом уже полностью записан, а главной песни не хватает - шлягера определенного типа или медленной песни. Просят помочь. Помогаю.
***
ДОСЬЕ МК
БРЕЙТБУРГ Ким Александрович Композитор, продюсер
Родился 10 февраля 1955 года во Львове (Украина)
Окончил Николаевское государственное музыкальное училище, отделение теории музыки
В конце 70-х создает группу "Диалог", которая с 1980 по 1988 год базируется в Кемеровской филармонии
Затем работает в "Театре песни" Аллы Пугачевой и музыкальном объединении "АРС"
С 1991 года в качестве музыкального продюсера и композитора сотрудничает с Валерием Мела дзе, группами "Браво", "Бахыт Компот"
С 1997 года в альянсе с Евгением Фридляндом работает с Николаем Трубачем, Борисом Моисеевым, группой "Премьер-Министр" и другими исполнителями
В 2003 году становится музыкальным руководителем проекта "Народный артист" на РТР

"МК в Кузбассе" №22, Катерина Калинина
Сделано в студии: