НовостиПрессаФотоВидеоДискографияИсторияКнига
Пресса

И ДУШЕВНОСТЬ, И ТРАДИЦИИ, И ПОИСК НОВОГО....

9 февраля 2005
Известный композитор, исполнитель и музыкальный продюсер Ким Брейтбург празднует на днях свое пятидесятилетие. На юбилейный концерт Брейтбурга, который пройдет 13 февраля в Государственном Кремлевском дворце, придут друзья, коллеги и любимые исполнители Кима: Людмила Гурченко, Валерий Леонтьев, Лариса Долина, Филипп Киркоров, Лайма Вайкуле, Валерий Меладзе, Борис Моисеев, Хор Турецкого, "Премьер-министр" , "Народный артист" и многие другие. В преддверии концерта Ким отвечает на вопросы о творчестве и современной музыке.

- Ким Александрович, вы и исполнитель, и композитор, и продюсер, и даже звукорежиссер. И все же, кто вы в первую очередь?

- Я композитор, автор песен. А музыкальное продюсирование и звукорежиссура просто органично вплетены в мою профессию.

- Вы получили классическое образование. Как вы пришли на эстраду?

- Выбор моего поколения связан с Битлз. Их творчество повлияло тогда на многих людей, многие взяли в руки гитары и пошли сражаться за рок-н-ролл. Я тоже был в этих рядах.

- В поп-музыке некоторые мотивы могут повторяться. Считаете ли вы это проблемой?

- Заимствованная тема или нет, людям дела нет - главное, чтобы нравилось. А вот в области авторского права... Профессионалу надо контролировать себя. Иногда даже бессознательно в голове откладываются мелодии, и потом нечаянно, в каком-то произведении можно использовать мотивчик, состоящий из нескольких нот. Но, например, Стинг считает, что размышления об авторском праве немного лицемерны (хотя он сам, наверное, регулярно получает гонорары), так как вариантность музыки в принципе исчерпаема, а музыки написано уже очень много.- Нет ли у вас ностальгии по "Диалогу" , по року?

- Есть ностальгия по убеждениям в среде музыкантов. Когда в Тбилиси в 80-м году был первый прорыв, рок-концерт и собрались "Машина времени" , "Автограф" , "Интеграл" , "Аквариум" , "Диалог" и другие группы, которые определили в дальнейшем лицо 80-х в нашей стране, я понимал, что ими движет. Художественные идеи. Скажем, "Диалог" апеллировал к арт-року, у "Машины... " была другая стезя... Но у всех групп была позиция, и музыкальная, и, если хотите, гражданская. Позиция, почерк, мировоззрение и огромное желание донести это до слушателей. Вот чего мне не хватает. А сегодняшние рок-группы все равно больше оцениваются СМИ не столько в художественном смысле, сколько в коммерческом.

- Почему вы стали музыкальным продюсером?

- Судьба музыканта, который занимается поп- или рок-музыкой, схожа с судьбой спортсмена. Я перестал быть "игроком" и с годами стал "тренером". С "Диалогом" закончился мой артистический период, и я начал заниматься продюсерской деятельностью, то есть "тренировать".

- Вы обычно пишете музыку для определенных исполнителей, групп или просто музыку?

- И то и другое. Когда я пишу для "Премьеров" , я пишу специально для них. Но вот в проекте "Народный артист" я априори не знал, для кого писал, потому что я не знал, кто будет в финале. Потом, при раздаче песен, я учитывал индивидуальность.

- Сегодня вы пишете в основном для подшефных исполнителей?

- Несмотря на то что я написал порядка тридцати песен для "Народных артистов" , первых и вторых, я все равно успел написать еще песню для Бори Моисеева "Петербург-Ленинград" , которую он поет с Гурченко, для Дианы Гурцкой "Ночь есть ночь" , Валерия Леонтьева "Гюльчатай" и еще ряд песен для других звезд.

- Вы пишете на готовые стихи?

- Да, но не всегда. Например, для "Девочки с севера" была сначала написана мелодия. И это не редкость, в сорока процентах случаев я пишу музыку до слов. Но больше люблю сочинять музыку, имея поэтический текст. Кстати, это сейчас редкое явление, когда пишут музыку на слова.

- По-вашему, можно ли сравнивать западную и отечественную поп-музыку?

- Это сравнение абсолютно приемлемо. Я думаю, что наша и западная поп-музыка постепенно сближаются. Наша музыка в свете последних "Фабрик" и "Народных артистов" стала лучше. Сама конкуренция, вероятно, заставляет искать какие-то новые пути, идеи. Появились яркие продюсеры, яркие авторы. Продукт стал более качественным за десять лет. А на Западе планка, наоборот, постоянно опускается. Наверное, спрос. Хотят вовлечь более широкий слой...

- Какой вы видите эстраду в дальнейшем? Что, по-вашему, будет интересно для слушателей через десять лет: техника, эффекты, вокал?...

- Во все времена от песни ждут одного и того же - сопричастности, так чтобы в сердце что-то дрогнуло. От песни, а не от музыки для танцев. Другое дело, как это достигается. Жизнь скоротечна, и сегодня все труднее привлечь чье-то внимание, заставить людей хоть на секунду забыть о проблемах, проникнуться содержанием услышанного. Если использовать замшелые приемы, то будет неинтересно, а если совершенно все новое -будет непонятно. Нужно и то и другое. И душевность, и традиции, и новизна, поиск чего-то нового и интересного.

"Мир новостей" №7, Алексей Сафронов
Сделано в студии: