НовостиПрессаФотоВидеоДискографияИсторияКнига
Пресса

Как стать народным артистом?

23 февраля 2005
Ответ на этот вопрос знает Ким Брейтбург

13 февраля в Государственном Кремлевском Дворце состоялся юбилейный концерт одного из ведущих композиторов современной эстрады, автора множества хитов, продюсера Кима БРЕЙТБУРГА.

- Сегодня у всех на слуху мегапопулярная передача "Народный артист", которую вы продюсируете. Вы сами ее придумали?
- Как многие программы, идущие на нашем телевидении, идея "Народного артиста" не отечественного происхождения. Передача под названием "Поп-идол" идет во многих странах мира, в том числе и в Америке. Телеканал "Россия" приобрел права на программу у голландцев, и уже два года наши зрители следят за ее выпусками.

- Почему у наших деятелей шоу-бизнеса не хватило ума придумать что-нибудь подобное?
- Еще в советские времена проходил ежегодный конкурс советской эстрады. В свое время его победителями стали Алла Пугачева, группа "Песняры" и многие другие популярные сегодня звезды. "Народный артист", по сути, тот же эстрадный конкурс, но в современной форме.

- Действительно ли любой желающий может стать его участником?
- Конечно. Бывают случаи, когда люди приходят с улицы и попадают в проект. Правда, у некоторых граждан явно завышенная самооценка. Иногда нам попадаются персонажи, пение которых можно сравнить разве что с воем ветра в трубе. Но и они нередко оказываются в эфире, делая передачу живой, забавной и близкой простому зрителю.

- Желающих участвовать много?
- Еще бы. В прошлом году порядка 10 тысяч человек подали заявки, и их отсмотрели сначала наши редакторы, а затем жюри. Причем в отличие от Америки участие в российском конкурсе бесплатное. В США продюсеры делают деньги на первом же этапе. Правда, там программа (она идет под названием "Американ поп-идол") намного популярнее, и на прослушивание со всей страны приезжают сотни тысяч человек. Когда начинается отбор, на улице выстраиваются гигантские очереди. Людей можно понять. Ведь "Артист" - та же лотерея, на которой есть шанс вытащить счастливый билет. Победителя ждет контракт, благодаря которому он гастролирует, выпускает пластинку, альбом, снимает видеоклип.

- Представляю, какая борьба разворачивается за кулисами. Вам деньги за участие предлагали?
- Неоднократно. Но мы, я и мой компаньон Женя Фридлянд, их никогда бы не взяли. Во-первых, взять - значит, попасть в зависимость от кого-то. А во-вторых, мы не одни, в процессе участвует масса народа, и о деньгах сразу стало бы известно. Первое время к нам даже приезжали иностранные наблюдатели - сидели у монтажных столов и следили, чтобы регламент программы не нарушался. Да и сейчас во время зрительского голосования западные эксперты отслеживают, чтобы не было подвоха или мошенничества.

- По мнению многих телезрителей, "Народный артист" сильно смахивает на "Фабрику звезд". Вас такое сходство не смущает?
- На самом деле обе программы совершенно разные. В основе "Фабрики" - реалити-шоу с элементами "Застеколья", где показывают личную жизнь конкурсантов - как они общаются, ссорятся, готовят номера. А "Народный артист" - просто вокальный конкурс, который развивается на глазах у зрителей.
Конкурсантов продвигает к победе публика, голосуя за того или иного участника.

- Участники конкурса ведь не обязательно профессионалы?
- Обычно какое-то музыкальное образование у ребят есть. Но в 2003 году победил Леша Роман, который поет мои песни "Русский парень" и "Дом родной". Он не был профессиональным вокалистом, и лично я тогда не верил, что из него можно сделать звезду. Но Леша оказался невероятно целеустремленным парнем. Он до сих пор продолжает брать уроки вокала и пластики, а гастролируя, нарабатывает умение общаться с публикой.

- Что-то у вас одни парни побеждают. В прошлом году победил Руслан Алехно...
- Дело в том, что подавляющее число голосующих составляют девушки. Естественно, они выбирают мальчиков.

- Один продюсер как-то сказал мне, что людей с "Фабрики" бессовестно используют. Они попадают на сцену, начинают считать себя звездами, а по мере появления новых "фабрикантов" становятся никому не нужными. Серьезные продюсеры с ними не связываются, поскольку скороспелые звезды не прошли многолетнюю закалку в виде поражений и неудач. Будущее ваших "народных артистов" также незавидно?

- Почему же. У них есть реальный шанс стать по-настоящему популярными. Я даже скажу больше - они имели бы тот же шанс и без нас. Это по-настоящему талантливые ребята, прошедшие серьезнейший кастинг и доказавшие свою состоятельность.

- Но те, кто не дошел до вершины, исчезают?
- В общем-то, да. Но в первый год мы настолько были ошарашены огромным количеством талантливых людей, вышедших в финал, что вместо одного заключили сразу четыре контракта. Компания "FBI Music", которую представляем мы с Евгением Фридляндом, стала работать с Сашей Панайотовым, Лешей Чумаковым, Лешей Гоманом и группой "А сорти", в состав которой вошли девушки-финалистки.

- Вы согласны, что участники "Фабрики" и "Артиста" "забили" недавних кумиров? Например, исчез суперпопулярный Децл. По нему сходили с ума как раз те девочки, которые сегодня "тащатся" от Гомана или Панайотова.
- Думаю, артистам старшего поколения, завоевавшим популярность в советские времена, забвение не грозит.
А для молодых, не успевших закрепиться в сознании людей, действительно настали трудные времена. Жизнь продолжается, телевидение работает, и остановить процесс невозможно. Просто артистам нужно искать решения, которые сделают их интересными и устойчивыми к напору молодых, талантливых и рьяных конкурентов.

- Мне часто приходится общаться с "непопсовыми" музыкантами. Большинство из них считают, что уровень современной эстрады ужасен. Они даже признаются, что с удовольствием бы вернули времена ненавистной когда-то цензуры.
- Думаю, их брюзжание связано с вечной проблемой отцов и детей. Я все время нахожусь в эпицентре музыкальной жизни и считаю, что за последние 5 лет российская поп-музыка сделала шаг вперед. Тенденцию легко понять по "Русскому радио". Процентов на 70 звучащая там музыка стала качественнее. Кстати, пусть ваши музыканты посмотрят на западную музыку - ее уровень тоже пошел на понижение. Возможно, такая тенденция связана с массовым сознанием. Люди все более углубляются в свои профессии, больше озабочены тем, как заработать деньги, поэтому сфера развлечения начинает носить более поверхностный характер. Появился Интернет, мир изменился, и музыке приходится меняться вместе с ним. Сегодня старый рокер с засаленными волосами, курящий травку, выглядит не только не модно, но и откровенно карикатурно.

- Однако многие люди, и молодые, и более зрелые, предпочитают слушать старые песни типа "Ландышей".
- И, умиляясь, забывают, что когда они только появились, то казались верхом пошлости. 30 лет назад я создал группу "Диалог", которая играла достаточно сложную музыку с серьезными стихами. К 90-м годам существование эстрадной интеллектуализированной музыкальной продукции стало невозможным. Настала другая эпоха - эпоха "Ласкового мая" и кооперативных туалетов. Тогда-то и появилась "музыка киосков" с простыми ритмами и незамысловатыми словами. Собственно, ее вариации мы порой и слышим сегодня. Да, я пишу песни для наших эстрадных звезд - Филиппа Киркорова, Бориса Моисеева, группы "Премьер-министр" и других. Причем, заметьте, пишу с удовольствием, поскольку считаю, что главное в музыке - не жанр, а качество.

Новое обозрение (Омск) №7
Сделано в студии: