НовостиПрессаФотоВидеоДискографияИсторияКнига
Пресса

Ким Брейтбург: "Если не заниматься глобальными проектами, можно оказаться на обочине"

1 августа 2005
- Расскажите, чем вы занимались в ушедшем, 2004 году?
- И по объему работы и по количеству затраченного времени самым крупным и ответственным для меня проектом в 2004 году стал, конечно же, "Народный Артист". Это порядка 120 (!) аранжировок за несколько месяцев, плотный, насыщенный график, нервная напряженность. Каждая неделя - это новое произведение, репетиции, съемки и концерты... Что касается текущей работы, то ее тоже было очень много. В прошлом году мы записали сольный альбом Алексея Гомана - победителя первого "Народного артиста", практически готов альбом группы "A Sortie" - тоже финалистов этого проекта, наконец, был выпущен второй новый сборник песен "Народного Артиста" 2003. Для Чумакова и Панайотова записано порядка 20 песен. Помимо деятельности, не связанной с проектом, шла работа над подготовкой и проведением в марте юбилейного концерта Бориса Моисеева. В конце года появилась песня "Петербург-Ленинград", записанная дуэтом Гурченко-Моисеев. Музыку написал я, а слова Евгений Муравьев, и мне кажется, песня принесла значительный успех артистам. Интересно, что Людмила Марковна - поющая актриса, а Борис - поющий танцор. В чем-то они похожи. В том числе и по серьезному отношению к своей профессии. Я же сделал все возможное, чтобы этот дуэт состоялся и, по-видимому, не прогадал.
Конечно же, занимался и "Премьер-министром". У них отлично прошло два концерта в ГЦКЗ "Россия", что потребовало много усилий. Вместе с тем я успел написать несколько хороших песен, в том числе некоторые вошли в Новогодний проект "Новые песни о главном". Валерий Леонтьев спел "Гюльчатай", Диана Гурцкая - "Ночь есть ночь". Так что насколько сложным, настолько и плодотворным был 2004 год.

- Спасибо за такой развернутый ответ. Уверен, что следующий вопрос вам задавали многие, но хочется задать его вам лично, чтобы не ссылаться на сторонние источники. Меня интересует, в чем вы видите принципиальную разницу между "Фабрикой Звезд" и "Народным Артистом"?
- Если говорить профессиональным языком, то это разные жанры. Начнем с того, что "Фабрика" - это реалити-шоу. Некое количество музыки и "застеколья". "Фабрика" - это телешоу, растянутое во времени, сериального типа. Из этого проекта выходит несколько артистов, там практикуются дуэты или целые ансамбли с уже известными исполнителями. "Народный артист" - это прежде всего вокальный конкурс, где вся система отбора происходит на глазах у телезрителей. До тех пор пока к голосованию не подключается народ - никакого пересечения с "Фабрикой", на мой взгляд, нет. Сама специфика - разная. В конце концов, в "Народном артисте" не касаются проблем
быта и отношений между конкурсантами. Живут они дома, а не в студии, так что различий между этими двумя проектами масса.

- Все же в конце-концов, как "Фабрика", так и "Народный Артист" "вбрасывают" на рынок немалое количество исполнителей. И в связи с этой ситуацией у некоторых продюсеров и сторонних артистов наблюдается некое недовольство. Дескать, монополизация налицо, рынок перенасыщен, "задушили". Прокомментируйте эти мнения, пожалуйста.
- Я хочу сказать, что в целом "Народный артист" тут фигурирует в меньшей степени. Во-первых, мы корпоративно не позиционируемся. То есть "Первый Канал" активно сотрудничает с Русским радио, Муз-ТВ, MTV и это не секрет. Что касается телеканала "Россия", то как только наш конкурс оканчивается - канал снимает опеку с исполнителей, как выигравших, так и не ставших финалистами. В чем-то помогает, конечно, приглашает на сборные концерты, съемки, но плотной, контрактной работы с ними не ведется. Добавлю, что артистов и релизов, которых мы "вбросили" на рынок, несравнимо меньше, чем выпустила "Фабрика".

- Насколько мне известно, вас поддерживает "Авторадио", а
вы говорите о том, что никаких медийных альянсов не создавалось?
- Да, "Авторадио" осуществляет информационную поддержку проекта, но между ними и телеканалом "Россия" опять же не существует никаких жестких договоренностей о взаимном сотрудничестве. В любом случае, объем ротаций исполнителей с "Народного Артиста" ни в какое сравнение не идет с той поддержкой, которую по договоренности оказывает Русское радио "фабрикантам". Дело в том, что у "телеканала "Россия" нет долгосрочных контрактов с исполнителями, поэтому и не имеет смысла активно подключать другие ресурсы. После окончания проекта победителями занимаюсь уже я и Евгений Фридлянд. Если же вернуться в целом к вопросу о подобных проектах, то мне кажется, это явление позитивное. Ведь есть талантливые ребята как на "Фабрике", так и на "Народном Артисте", и то, что они попадают на радио и телевидение, и то, что их песни живут и звучат - это разве плохо? Да и качество музыки улучшилось. Если сравнивать музыку, которая звучала на Русском радио пять лет назад с той, что можно услышать сейчас - разница колоссальная. И мне это нравится. Как профессионал могу сказать, что отношение к текстами и к аранжировкам изменилось также в лучшую сторону.

- Не кажется ли вам странным: как можно при таком "хит-конвейре" пристально следить за качеством аранжировок и текстов?
- Да шоу-бизнес, особенно в части поп-продукции, был и остается конвейром, просто сейчас он стал систематизированным и еще более продуманным.

- А вам ничего не известно о "входных билетах" на подобныё шоу? Ведь там половина ребят уже ранее известна. И многие - дети известных родителей? Богатых, в конце-концов.
- Дело в том, что ребята не могут появляться ниоткуда. Да, кто-то раньше был моделью, кто-то имел какие-то записи, кто-то где-то тусовался. Кого-то где-то видели. Но тут можно и продюсеров понять, потому что, смотря вперед, они, конечно, в первую очередь имют ввиду тех, за кем может стоять финансирование

- По-моему на "Народном артисте" ребята попроще?
- Да, у нас ребята попроще, все прозрачно, нет подставы никакой. Это обычные дети небогатых родителей, которые зачастую на последние копейки отправляли детей в Москву.

- Скажите, есть ли какие-нибудь секреты в технологии отбора конкурсантов?
- Никаких особых, секретных, технологий нет. Одно могу сказать: некие искажения могут возникнуть на уровне работы редакторов - на самой первой стадии отбора конкурсантов. Бывает, человек разволновался, еще не успел собраться или решил спеть песню, которую редакторы не знают. Вот на этом этапе могут быть какие-то несправедливые, на мой взгляд, моменты, когда редакторы не допускают ребят до жюри, не раскрывают их возможности и талант в полной мере. С другой стороны, 10 тысяч претендентов отсмотреть в реальном времени невозможно. Что же касается тех, кто попадает в поле видения уже членов жюри - то мы их объективно расцениваем, советуемся и думаем. К тому же любой из нас сможет внятно объяснить как коллеге, так и конкурсанту, почему он посчитал так или этак. Так что игра честная.

- Насколько я понимаю, вам сейчас хочется заниматься именно глобальными проектами?
- Надо сказать, что я не один, и это важно. Мой компаньон - Евгений Фридлянд, и вместе мы работаем уже много лет. За это время у нас сложилось своеобразное разделение труда. Он занимается PR, работой с дизайнерами, режиссёрами, стилистами, журналистами, правовой поддержкой. Я - сочинением музыки, работой с аранжировщиками, записью в студии, трактовкой вокальных партий, контролем сведения. Широкий круг вопросов, в том числе, связанных с репертуаром для наших артистов, мы решаем совместно. Это очень разумно, потому что одному со всем этим справиться невозможно. Поэтому имеет смысл говорить о неком тандеме. Что касается вашего вопроса... Если не заниматься сейчас проектами подобного масштаба, то можно просто оказаться на обочине всего происходящего вокруг. Раз есть такая тенденция к глобализации, значит, мы должны тоже быть в русле, если мы вообще позиционируем себя как участники этого бизнеса. Мы с Евгением приняли предложение поработать с телеканалом "Россия", потому что это, безусловно, интересно, потому что это престижно. Да, когда нам предложили поработать на "Народном Артисте" во второй раз, мы опасались, что ко второму проекту отношение у зрителей уже может быть уже не таким заинтересованным, но рейтинги получаются иногда даже выше, чем были на первом. Значит, то что мы делаем - хорошо и нужно.

- Скажите, а что вас, как продюсера, больше всего беспокоит в российском шоу-бизнесе?
- Я буду не оригинален, если скажу, что больше всего беспокоит пиратство. Это часть бизнеса сейчас просто выключена. И я отчетливо понимаю, что если бы вернулась ситуация хотя бы 95 года, когда диски стоили дорого, и когда артисты за пластинки получали несравненно большие гонорары, было бы все гораздо интереснее. Раньше "Союз" вполне мог контролировать рынок, хорошо платил артистам. А сейчас что? Артисты, как подорванные, носятся по стране и выступают на корпоративных вечеринках.

- А что с этим можно сделать?
- Не знаю, это власти должны решать, жестче контролировать исполнение законов. Причина в коррупции. Кто-то получает, видимо, неплохие взятки. А пираты бич авторов, и бич исполнителей. Пластинка стала довеском к концертной деятельности. И хорошо, что хоть кто-то еще может дать кассовый концерт. Тот же Боря Моисеев, например. А кто-то работает только, повторюсь, на корпоративных вечеринках, юбилеях заводов и днях рождений богатых персон.

- Вопрос как к автору. Как вы думаете, какие жанры будут востребованы в ближайшее время? Может, это останется поп-музыка, может, рок, R&B?
- Что касается R&B... Мы прошли "суровый" путь, потому что "Премьеры" в свое время как раз и задумывались как R&B коллектив, и тогда они были одними из немногих, которые рискнули. Но я понимаю, что в стране со славянской культурой R&B не может быть приоритетным направлением. Может, эта музыка будет как некий вектор, но не основной. Да, сейчас это интересно молодым. Интересно что-то "почитать", поработать речью, как музыкальным инструментом, но никаких революций не будет, я думаю. В приоритете останется мейнстрим, лежащий в русле между европопом и нашей отечественной песней. Я уверен, что музыка, имеющая в своей основе фольклорную составляющую, будет близка по духу нашему народу на генном уровне.

- А вот гитарная музыка например?
- Согласен, это большой контингент. Он будет развиваться параллельно. Но, к сожалению, у нас этот вектор ограничен неким "специальным" подходом, который осуществляют на "Нашем радио" Это рок узкого вектора. Что-то, что не имеет названия вообще. Что-то, связанное с КСП. Получается, что наш рок это не столько музыка, сколько тексты. То есть, если ты слышишь некий словесный бред, напетый кое-как под гитары - то уже есть предпосылки назвать эту "отсебятину" русским роком. Я хочу спросить, задать некий риторический вопрос - где наши U2, где AEROSMITH, где Брайан Адамс, качественный рок в его первоначальном понимании? Разумеется, эта музыка где-то есть, кто-то ее играет, но ввиду того, что она не форматируется радиостанциями, люди несколько раз подумают, прежде чем захотят ее играть. Слишком дорого такую музыку делать. Представляете, потратиться на запись, как U2 и не попасть в формат "Нашего радио"?! Гораздо проще найти дешевую студию, записаться и сказать - вот мы играем русский рок. Хотя я могу привести пример Земфиры - все было грамотно.


СБОРНИК НАРОДНЫЙ АРТИСТ 2004
За время своего существования проект "Народный артист" успел выработать свой фирменный стиль. Находясь в явной оппозиции к "Фабрике звезд", "Артист" идет своей дорогой и демонстрирует особый подход к воспитанию новых звезд. Очередное доказательство - отчётный сборник проекта "Народный артист-2004".

Продюсеры проекта изначально делают ставку не на шоу (здесь составить конкуренцию "Фабрике" довольно сложно), а на вокальные данные своих ''питомцев" и музыкальный материал, который "питомцам" приходится осваивать. На сборнике почти в равном соотношении представлены оригинальные песни (их исполняют последние "выпускники" в содружестве со звездами или участниками прошлого сезона "Артиста") и кавер-версии зарубежных хитов (в этот раз "народники" перепели хиты Глории Тейнор, Марайи Кэрри, Modern Talking и Status-Quo). Больше всего эта пластинка напоминает собрание музыкальных экспериментов, которыми развлекаются члены большой небесталанной семьи, - именно эта атмосфера и является главной составляющей особого стиля уже двух поколений "народных артистов"

Журнал "MusicExpress" №1
Сделано в студии: