НовостиПрессаФотоВидеоДискографияИсторияКнига
Пресса

Ким Брейтбург: я не жду вдохновения

7 февраля 2005
ЕСТЬ В ЭТОМ КАКАЯ-ТО НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ: ЧЕЛОВЕК ТВРОИТ ИЗВЕСТНЫЕ ВСЕЙ СТРАНЕ ШЛЯГЕРЫ И...
ОСТАЕТСЯ ЗА КАДРОМ. ВСЕ ЛАВРЫ ДОСТАЮТСЯ ИСПОЛНИТЕЛЮ. НУ КТО НЕ ЗНАЕТ ПЕСЕН «ПЯТЬ МИНУТ» НИКОЛАЯ ТРУБАЧА, «ДЕВОЧКА С СЕВЕРА» ГРУППЫ «ПРЕМЬЕР-МИНИСТР», «ЛЕЛИ-ЛЕЛИ» ЖАСМИН, «ГОЛУБАЯ ЛУНА», «ЗВЕЗДОЧКА» БОРИСА МОИСЕЕВА И СОВСЕМ НОВОГО ЕГО ХИТА ВМЕСТЕ С ЛЮДМИЛОЙ ГУРЧЕНКО - «ПЕТЕРБУРГ-ЛЕНИНГРАД»? А КТО ЗНАЕТ, ЧТО ИХ КОМПОЗИТОР - КИМ БРЕЙТБУРГ? РАЗВЕ ЧТО ПРОФЕССИОНАЛЫ ШОУ-БИЗНЕСА. НА РАДИОСТАНЦИЯХ, ГОНЯЮЩИХ ХИТЫ, НЕ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ИХ АВТОРОВ. НО КИМА ЭТО НЕ ОГОРЧАЕТ, ПОТОМУ ЧТО ОН ЛЮБИТ СВОЮ ПРОФЕССИЮ И ПОЛУЧАЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТТОГО, ЧТО ВСЮ ЖИЗНЬ ЗАНИМАЕТСЯ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ. И КАК ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТОМУ - ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ «ПРОСТО ПЕСНЯ» 13 ФЕВРАЛЯ В КРЕМЛЕ

К своим пятидесяти Ким Брейтбург подошел с солидным багажом. За плечами - хорошее музыкальное образование: чего стоит один лишь факт, что его первой учительницей музыки была ученица Римского-Корсакова? В юности, когда предстояло сделать выбор, у него не было сомнений, что его жизнь будет связана с музыкой. Поэтому он окончил теоретический факультет музыкального училища. И, если бы не Beatles, может, преподавал бы потом музыкальную литературу или сольфеджио.

Но талантливая ливерпульская четверка взбаламутила полмира, и Кима в том числе. Он создает свою рок-группу «Диалог», в которой становится солистом и композитором. За 4 - 5 лет «Диалог» завоевывает свое место под солнцем - талантом, упорством и верой в свои силы.
- Пока нас не знали, залы могли быть заполнены
на треть, - вспоминает Ким, - но стоило нам приехать в этот город второй раз - публика буквально ломилась на концерт. И все уже было здорово: был свой слушатель, выходили диски. Но к 91-му году в стране произошли такие изменения, что группа распалась. Этому способствовало и то, что музыканты в ней были из разных республик, а Союз перестал существовать. И то, что наступило время «Ласкового мая» и сплошной «фанеры», а «Диалог» с его арт-роком, более близким к серьезной классической музыке, чем к попсе, оказался не ко времени. По словам Кима, остаться в профессии ему помогла любовь к ней и к музыке. Он любит все: и сочинять мелодии, и аранжировать их, и работать в студии. Это и спасло. Ким стал писать музыку для других исполнителей, благо со многими он был знаком и дружен давно. И первой его песней, совместно с Николаем Трубачом, стала песня «Пять минут». Потом были Леонтьев, Киркоров, Моисеев, Понаровская, Меладзе, Долина и даже Пугачева.
- Хорошие мелодии всегда в цене: в прямом и перенос
ном смысле слова, - улыбается Ким. - Но в наше вре
мя стало сложнее сочинить мелодию оригинальную,
не похожую ни на кого и ни на что. Стинг как-то заметил, что авторство современной музыки достаточно условно, потому что все интонации, мотивы уже у кого-то были. Это обилие информации записано на подкорку и, сочиняя, ты, сам того не замечая, можешь процитировать что-либо. Я стараюсь следить за тем, чтоб у меня этого не было. Но, с другой стороны, если песня слишком индивидуальна, ни на что не похожа, она, как правило, шлягером не станет. То есть хит должен создавать у слушателя некое ощущение дежавю: что ты это где-то слышал, это тебе нравится, легко воспринимается, хочется подпеть или подтопать... Наверное, в 50-е годы песни писать было проще: на кухне висел динамик с одной программой, и за год из него шло максимум песен 50. А сейчас информации море! В этом есть большое преимущество для слушателей и не меньшее неудобство для авторов: в таком потоке сложно выделяться. Брейтбургу это удается. Он мелодист от природы. Его мелодии просты, но не банальны, они легко запоминаемы и узнаваемы. Для того, чтобы начать работать, Киму нужна самая малость - лист нотной бумаги и карандаш. Бывает, что мелодия быстро приходит к нему сама, а бывает, что приходится делать какие-то усилия, чтоб ее услышать. «Но если человек тренирован,
- говорит Ким, - то он умеет быстро сконцентриро
ваться на работе».
- Я, как буддистский монах, - объясняет Ким, - впадаю
как бы в транс, стоит мне просто сесть, открыть чистый
лист и поставить перед собой задачу. Я не жду, пока придет вдохновение. Оно приходит во время самого процесса творчества. Думаю, что если бы я жил в ожидании
вдохновения, то в сегодняшней быстротечной жизни не
добился бы ничего.
Помимо сочинения песен Брейтбург довольно успешно проявил себя еще и как музыкальный продюсер: группа «Премьер-министр», Борис Моисеев, телевизионный проект «Народный артист» в содружестве с Евгением Фридляндом - его детища.
- Мы давно вместе, - говорит Ким. - Женя решает
вопросы по продвижению наших проектов, работает
с телевидением, радио, снимает клипы, а я - творческие: материал для всех наших артистов - на мне.
Пишу сам, прослушиваю и отбираю песни, которые
приносят другие авторы, работаю в студии с аранжировщиками, певцами.
Успевать за временем Киму, по его словам, помогают сами ребята: общение с молодыми дает полезную информацию, стимулирует к созданию нового, в чем ему отлично помогает опыт.
На вопрос, что еще ему хотелось бы сделать, Ким ответил: «Больше писать для театра и кино. Там абсолютно другие задачи, и это вносит разнообразие в жизнь»

"Лица" февраль 2005, Елена Цыганкова
Сделано в студии: