НовостиПрессаФотоВидеоДискографияИсторияКнига
Пресса

Мы с Лаймой стали тренерами

8 февраля 2005
Известный композитор, исполнитель и музыкальный продюсер Ким Брейтбург празднует на днях свое пятидесятилетие. На юбилейный концерт Брейтбурга, который пройдет 13 февраля в Государственном Кремлевском дворце, придут друзья, коллеги и любимые исполнители Кима: Людмила Гурченко, Валерий Леонтьев, Лариса Долина, Филипп Киркоров, Лайма Вайкуле, Валерий Меладзе, Борис Моисеев, Хор Турецкого, "Премьер-министр", "Народный артист" и многие другие. В преддверии концерта Ким отвечает на вопросы о творчестве и современной музыке.

- Ким Александрович, вы и исполнитель, и композитор, и продюсер, и даже звукорежиссер. И все же, кто вы в первую очередь?
- Я композитор, автор песен. А музыкальное продюсирование и звукорежиссура просто органично вплетены в мою профессию.
- Вы получили классическое образование. Как вы пришли на эстраду?
- Выбор моего поколения связан с Битлз. Их творчество повлияло тогда на многих людей, многие взяли в руки гитары и пошли сражаться за рок-н-ролл. Я тоже был в этих рядах.
- В поп-музыке некоторые мотивы могут повторяться. Считаете ли вы это проблемой?
- Заимствованная тема или нет, людям дела нет - главное, чтобы нравилось. А вот в области авторского права... Профессионалу надо контролировать себя. Иногда даже бессознательно в голове откладываются мелодии, и потом нечаянно, в каком-то произведении можно использовать мотивчик, состоящий из нескольких нот. Но, например, Стинг считает, что размышления об авторском праве немного лицемерны (хотя он сам, наверное, регулярно по лучает гонорары), так как вариантность музыки в принципе исчерпаема, а музыки написано уже очень много.
- Нет ли у вас ностальгии по "Диалогу", по року?
- Есть ностальгия по убеждениям в среде музыкантов. Когда в Тбилиси в 80-м году был первый прорыв, рок-концерт и собрались "Машина времени", "Автограф", "Интеграл", "Аквариум", "Диалог" и другие группы, которые определили в дальнейшем лицо 80-х в нашей стране, я понимал, что ими дви
жет. Художественные идеи. Скажем, "Диалог" апеллировал к арт-року, у "Машины..." была другая стезя... Но у всех групп была позиция, и музыкальная, и, если хотите, гражданская. Позиция, почерк, мировоззрение и огромное желание донести это до слушателей. Вот чего мне не хватает. А сегодняшние рок-группы все равно больше оцениваются СМИ не столько в художественном смысле, сколько в коммерческом.
- Почему вы стали музыкальным продюсером?
- Судьба музыканта, который занимается поп- или рок-музыкой, схожа с судьбой спортсмена. Я перестал быть "игроком" и с годами стал "тренером". С "Диалогом" закончился мой артистический период, и я начал заниматься продюсерской деятельностью, то есть "тренировать".
- Бы обычно пишете музыку для определенных исполнителей, групп или просто музыку?
- И то и другое. Когда я пишу для "Премьеров", я пишу специально для них. Но вот в проекте "Народный артист" я априори не знал, для кого писал, потому что я не знал, кто будет в финале. Потом, при раздаче песен, я учитывал индивидуальность.
- Сегодня вы пишете в основном для подшефных исполнителей?
- Несмотря на то что я написал порядка тридцати песен для "Народных артистов", первых и вторых, я все равно успел написать еще песню для Бори Моисеева "Петербург-Ленинград", которую он поет с Гурченко, для Дианы Гурцкой "Ночь есть ночь", Валерия Леонтьева "Гюльчатай" и еще ряд песен для других звезд.
- Вы пишете на готовые стихи?
- Да, но не всегда. Например, для "Девочки с севера" была сначала написана мелодия. И это не редкость, в сорока процентах случаев я пишу музыку до слов. Но больше люблю сочинять музыку, имея поэтический текст. Кстати, это сейчас редкое явление, когда пишут музыку на слова.
- По-вашему, можно ли сравнивать западную и отечественную поп-музыку?
- Это сравнение абсолютно приемлемо. Я думаю, что наша и западная поп-музыка постепенно сближаются.
Наша музыка в свете последних "Фабрик" и "Народных артистов" стала лучше. Сама конкуренция, вероятно,
заставляет искать какие-то новые пути, идеи. Появились яркие продюсеры, яркие авторы. Продукт стал более качественным за десять лет. А на Западе планка, наоборот, постоянно
опускается. Наверное, спрос. Хотят вовлечь более широкий слой...
- Какой вы видите эстраду в дальнейшем? Что, по-вашему, будет интересно для слушателей через десять лет:
техника, эффекты, вокал?
- Во все времена от песни ждут одного и того же - со
причастности, так чтобы в сердце что-то дрогнуло. От песни, а не от музыки для танцев. Другое дело, как это достигается. Жизнь скоротечна, и сегодня все труднее привлечь чье-то внимание, заставить людей хоть на секунду забыть о
проблемах, проникнуться содержанием услышанного. Если
использовать замшелые приемы, то будет неинтересно, а
если совершенно все новое - будет непонятно. Нужно и то
и другое. И душевность, и традиции, и новизна, поиск чего-
то нового и интересного.

"Мир новостей" №7, Алексей Сафролов
Сделано в студии: