НовостиПрессаФотоВидеоДискографияИсторияКнига
Пресса

СО СКОРОСТЬЮ ЗВУКА

25 февраля 2005
Как композитор Ким Брейтбург в круговерти шоу-бизнеса успевает создавать хиты для доброй половины российской эстрады

Композитора Кима Брейтбурга часто называют современным Моцартом. Много лет его песни украшают репертуар Филиппа Киркорова и Ларисы Долиной, группы "Премьер-Министр", Валерия Леонтьева и Жасмин. А еще его песни сделали знаменитыми участников проекта "Народный артист".

10 февраля Киму Александровичу исполнилось 50 лет. Я позвонила маэстро, чтобы поздравить с днем рождения и задать несколько вопросов. И, конечно, поинтересовалась, как он отпраздновал свой юбилей.

- Свой день рождения я провел за работой, - сказал Ким Брейтбург. - Хотя мой юбилейный вечер в Кремлевском дворце съездов был запланирован на 13 февраля, а я родился тремя днями раньше, нужно было сделать много подготовительной работы, репетировать с оркестром, довести до совершенства кое-какие студийные записи. Как видите, возможности отдыхать не было совсем…

- Вас увлекает такая динамичная жизнь, когда нет возможности даже посидеть и подумать? Не трудно в такой обстановке создавать хит за хитом?

- Да вы что! Об этом мечтает каждый композитор! Меня увлекает динамичный график работы, я не люблю отдыхать. Предпочитаю, когда время сжато, когда нужно принимать быстрые решения, все делать молниеносно. Но при этом не гнаться за количеством, не забывать и о качестве песен.

- На экране Вы производите впечатление человека спокойного и уравновешенного…

- Это обманчивое впечатление. Если бы я был спокоен как удав, то просто ничего бы не добился в этой жизни. Шоу-бизнес - очень энергичная сфера деятельности, и здесь нет места сонным личностям.

- В Вашей биографии есть любопытный пункт - в прошлом Вы играли рок. Сейчас Вы создаете милые попсовые песни. Неужели с рок-н-роллом расстались навсегда?

- Сейчас рок-н-роллов не пишу. Причина в том, что у меня изменился взгляд на жизнь. Обстановка и окружение играют не последнюю роль в формировании музыканта. Послушайте, что сейчас крутят на коммерческих радиостанциях. Потребности современников вынуждают авторов писать другую музыку. От музыканта зависит, принимает ли он эти условия или нет. Я принял.

- Правда, что Вы какое-то время работали в Казахстане?

- В 1974 году работал в Уральской филармонии, правда, это недолго длилось. Но мы объездили весь Казахстан с гастролями, группа называлась "Форсаж", это было еще до возникновения "Диалога".

Мы побывали даже в таких экзотических местах вашей необъятной страны, как городок Уил, что на Аральском море. Вот его запомнил надолго. Мы приехали, когда было градусов пятьдесят жары. Нормальный человек не вытерпел бы такой обстановки. А мы были молоды, все воспринималось как романтика. Весело, одним словом.

- Другой бы на Вашем месте просто развернулся и уехал. Судя по всему, Вы человек, не лишенный авантюрной жилки. Легко привыкаете к таким безумным условиям?

- Когда был молодым, приживался легко, а сейчас мне нужен комфорт. Сейчас не осмелюсь назвать себя человеком безумным, который к таким экстремальным путешествиям предрасположен. А раньше приходилось всякое выдерживать во время гастролей.

- Есть ли у Вас предпочтения, кому писать песни - исполнительницам женщинам, мужчинам или же группам?

- Вопрос смешной. Мне все равно, кому писать - женщинам, группам, мужчинам или детям. Главное, чтобы человек, которому пишешь, был талантливый. Чтобы он мог вдохнуть в произведение часть собственной личности, индивидуальности.

Плохо, когда артисту вообще сказать нечего и ты пишешь песню, заранее зная, что ничего он с этой песней не сделает. Песня так и умрет тихо, и никто ее не услышит, потому что она неинтересна именно в исполнении такого безликого человека. Поэтому я стараюсь меньше для таких людей писать.

- Вы резкий человек? Можете артисту в лицо сказать: вот ты бездарный и мою песню не получишь?

- Нет, конечно. Есть масса других дипломатических уловок. Например, можно отказаться от сотрудничества.

- А Вы контролируете запись Ваших песен?

- Конечно. Я стараюсь корректировать артиста, если мне что-то не нравится в звучании песни. Лучше сделать замечание во время записи, нежели разочароваться потом. Не всегда я приветствую импровизацию во время записи, требую - вежливо, конечно, - спеть те ноты, которые были написаны мною.

Нужно отметить, что все артисты, даже большие звезды, спокойно реагируют на замечания. Они прислушиваются к моим советам, потому что они меня знают давно и знают, что у меня большой опыт работы. Я ведь сам работал на сцене много лет.

- Как у Вас получается создавать просто неиссякаемый поток хитов?

- Я бы не сказал, что у меня прямо неиссякаемый поток хитов. Вы мне льстите. В прошлом году, например, написал всего порядка тридцати песен. Ну, в общем, не так много на самом деле. Все равномерно и умеренно - то один хит вынырнет в исполнении одного человека, потом другой. Так они так плавно перетекают друг в друга.

- Как предпочитаете отдыхать от музыки?

- А от музыки отдыхаю, как ни странно, сочиняя другую музыку. Это самый лучший отдых от популярной музыки - сочинять музыку другого свойства, например, музыку для фильмов, где она ближе к симфонической. Это направление интереснее для меня, чем сочинение хитовых песен.

Но, к сожалению, такой работы не очень много. А песни - это то, что находится постоянно в работе. У меня есть список артистов, которые постоянно требуют к себе внимания. Это "Премьер-Министр", Боря Моисеев, ребята из "Народного артиста". Им постоянно нужно обновление репертуара.

- А Вы выставляете свои песни с аукциона?

- Нет, но бывали случаи, когда я, например, песню показывал кому-либо и по каким-то причинам от нее отказывался исполнитель. Потом она становилась хитом в устах другого исполнителя.

Так было с "Килиманджаро". Изначально она была написана для Валерия Леонтьева, но тот не захотел ее петь, не понравилась она ему. И я предложил ее Филиппу Киркорову. Песня стала хитом и прозвучала в финале "Песни года".

Была песня, от которой и Филипп отказался ввиду того, что в его репертуаре уже были медленные баллады. Тогда предложил ее Боре Моисееву и Нильдо Фернандес. Она стала хитом.

- Песня "Девочка с Севера" была представлена на "Евровидении". Что интересного Вы подготовили в этом году для престижного международного конкурса?

- Это песня "Балалайка", она уже не раз звучала по телевидению. Песня написана специально для конкурса. Мы подумали, что она должна быть обязательно русской, с национальной тематикой. Текст написал Карен Кавалерян.

Ключевым стало слово, которое понятно во всех странах. Мы перебрали всякие русские идиомы, искали подходящее слово и в конце концов остановились на слове "балалайка". Она, во-первых, связана с музыкой, во-вторых, ее знают во всем мире. Это слово не переводится как-то иначе на другие языки, а так и звучит - балалайка.

Песню поют Саша Панайотов и Леша Чумаков - на мой взгляд, самые талантливые молодые певцы. Мы подготовили яркий постановочный номер, который не должен оставить зрителей равнодушными.

Если отборочный тур будет честным, то у нас есть все шансы представлять Россию в Украине. Все, кто слышал песню, отозвались о ней хорошо.

"Караван" №8, Нурай МУКАДЕС
Сделано в студии: